картины Н.К. Рериха
 
Святой Франциск Ассизский
 
 
В начале XIII века в итальянской провинции Умбрии раздалась "благая весть" любви, примирения и всепрощения, широкой волной пронесшаяся по всей Италии. В эпоху мрачного средневековья с его стремлением к грубому, земному, материальному благополучию, с упадком нравственности, среди всеобщего насилия, непримиримой вражды, кровавой борьбы человека с человеком, сословия с сословием, города с городом внезапно прозвучал призыв к братскому единению не только с людьми, но и со всей природой, раздались забытые евангельские слова: любите друг друга. Весной и молодостью повеяло на мир. Люди точно очнулись от тяжёлого сна и увидели, что на свете есть и солнце, и цветы, и радость, а не одна юдоль скорби и греха, мрачного отчаяния в ожидании Страшного Суда. Человек этот, принесший в мир "благую весть", был Франциск Ассизский.
 
Франциск родился в 1182 году в итальянском городе Ассизи. Сын богатого купца, он бурно и весело провёл первую молодость. Пылкий, расточительный и тщеславный, он был любимцем и вождём молодёжи, признанным "королём пиров". Кутежи и причуды его были притчей всего народа. Был первым щёголем, отличался необыкновенной изысканностью в одежде, пище и манерах и одновременно - отличался брезгливостью ко всему отвратительному, низкому и грубому.
 
Он часто помогал отцу в лавке. И вот однажды, занятый с одним из покупателей, он нетерпеливо отмахнулся от нищего, который просил милостыню "именем Господним", но потом спохватился и, охваченный чувством стыда и раскаяния, бросился вдогонку за нищим и щедро одарил его. Этот случай как бы послужил толчком к духовному пробуждению Франциска. В его душе начинается внутренняя работа, её охватывают неясные томления и искания.
 
Следующий случай помог Франциску приблизиться к осознанию своей будущей миссии. Выйдя однажды на церковную паперть и увидев нищих, ожидавших подаяния, Франциск внезапно понял духовный смысл нищенства как пути смирения и освобождения духа от самых тяжких оков - от самости. И тут же, обменявшись с нищим одеждой, он сам стал в их ряды и пробыл с ними весь день.
 
С этого времени роскошь перестаёт привлекать Франциска. Однажды, после продажи партии сукна в другом городе, Франциск все вырученные деньги отдал на восстановление одного из храмов. Отец, узнав об этом, пришёл в ярость и вызвал сына в суд. В ответ на все обвинения отца Франциск не только отдал все свои деньги, но и тут же снял с себя одежду и заявил: "Слушайте все! Был отцом моим доныне Пьетро Бернардоне, но вот, я отдал ему всё, что от него получил, и теперь уже могу сказать свободно: не отец, Пьетро Бернардоне, а Господь Небесный мне отец! К Господу иду я нищ и наг!" И получив от епископа простую одежду, Франциск отправился в соседний лес, весело распевая песни французских трубадуров, которые он любил и знал с детства.
 
Но ещё прежде Франциск должен был пройти ещё одно испытание. Были в то время люди, вызывавшие всеобщее отвращение и ужас, и потому ещё более жалкие, чем нищие, - прокажённые. Франциск сам признавался, что вид прокажённых был ему столь тягостен, что он не только отказывался смотреть на них, но прямо-таки не выносил их. И вот однажды Франциск ехал верхом на лошади и встретил на дороге прокажённого. Однако, испытав краткое оцепенение от ужаса, он тут же стремительно соскочил с коня, горячо обнял несчастного и отдал ему все бывшие у него деньги. Когда, немного отъехав, он оглянулся назад, то дорога была пуста…
 
Преодолев раз своё отвращение, Франциск не удовлетворился этим, а отправился в приют для прокажённых и длительное время оставался там, радостно ухаживая за больными и не боясь при этом заразиться от них. В Живой Этике даётся объяснение этому: "Братья Милосердия, не заражаясь, вступали в злейшие очаги чумы, ибо передавали сознание своё Христу бесповоротно и нераздельно. Такой обмен сознания создавал вспышки огня очищения непробиваемого" (Сердце, 582). Радостное чувство любви и милосердия к несчастным и страдающим людям, чувство братского единения со всем живым охватывает Франциска и он решает посвятить себя служению Богу и людям.
 
Покинув родительский дом, Франциск поселяется в шалаше возле восстановленной им часовни святой Девы в окрестностях Ассизи. Около трёх лет он ведёт жизнь нищего отшельника, питаясь подаянием и приводя в порядок обветшалые церкви в окрестностях города. Со всей страстностью и решимостью Франциск предался служению Богу. Постепенно к нему присоединяются и другие, которые, как и он, бросали богатство, привилегии, одевались в простые одежды и селились рядом с Франциском.
 
Он ещё не нашёл своего настоящего призвания. Оно открывается ему во время обедни при чтении 10-й главы Евангелия от Матфея, где Христос посылает своих учеников в мир со словами: "не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха". Услышав эти слова, Франциск с восторгом воскликнул: "Вот чего я хочу!" - снял с себя обувь, бросил посох и опоясался верёвкой. Слова Евангелия открыли ему настоящее его призвание: из нищего отшельника он становится проповедником, идёт к людям, призывая их к любви и покаянию, к исполнению забытых евангельских заповедей.
 
Проповедуя, Франциск не заботится о кафедре или закрытом помещении, не читает учёных, заранее составленных проповедей, отказывается и от принятого в церкви латинского языка. Его проповеди звучали на площадях и улицах, на понятном для всех разговорном итальянском языке и шли непосредственно от сердца, рождённые высоким божественным вдохновением и восторгом души. Со всех концов страны стекались к нему, чтобы послушать его проповеди.
 
Он проповедовал словами, идущими из глубин сердца, и примером своей жизни. Он пытался пробудить в людях сострадание и любовь, прекрасно сознавая, что только это пробуждение и было необходимо изнывавшему в страданиях миру. "Надо, уподобляясь Христу, больше делать, нежели учить, или, по крайней мере, делать и учить равно", - говорил Франциск.
 
Путь Франциска был путь к свободе. Если он окончил свою жизнь земную словами: "Господи, благодарю Тебя за то, что Ты дал мне умереть свободным от всего!", то начал он с поисков этого высокого состояния. Он, прежде всего, освободился от всякого земного окружения даже в самом буквальном смысле, скинув с себя одежду и уйдя на служение Богу и людям в одной, подпоясанной обрывком верёвки, власянице. Он стал воспевать прекрасную Даму-Бедность опять-таки потому, что она освобождала его от земной собственности. Сидя в темнице, он пел и радовался тому, что тело его в цепях, а душа на свободе.
 
Свободна от закованного тела
Душа Франциска в упоеньи пела.
 
Его пример был необходим в эпоху извращённого стремления к роскоши и изобилию земных благ, так как эти завалы закрывали путь к духу, ко Христу.
 
"Между всеми дарами Духа Святого нет большего, чем победа человека над самим собою". Кто победил себя, тот и от других уже ничего не боится, тот радостен, потому что свободен.
 
Эта свобода открывает путь к любви. Может ли человек, привязанный к чему бы то ни было, возлюбить всё человечество, а тем более Бога?
 
Из любви к Богу проистекает любовь и к Его творениям. "Возлюби Господа всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем помышлением твоим", - гласит первая заповедь Христа. Бога не абстрактного, а вездесущего. И тогда возможно исполнить и вторую заповедь - "и ближнего своего как самого себя".
 
Франциск видел Бога во всём и потому любил всё и всех. "Чудно было видеть, что и вся неразумная тварь понимала, как он любит её и жалеет". Пойманный зайчик прячется на груди его, как в самом верном убежище, и Франциск "ласкает его с материнской нежностью", потом отпускает на волю, но, вместо того, чтоб убежать, зайчик опять вскакивает к нему на руки и прячется у него на груди, и так несколько раз, пока, наконец, Франциск не велит отнести его в лес, чтобы там отпустить.
 
Сидя на фиговом дереве, около самой хижины-кельи Святого, кузнечик сладко пел. "Брат мой, Кузнечик, поди сюда!" - сказал однажды Блаженный, протянув к нему руку, и тот, спрыгнув тотчас же с дерева, сел к нему на ладонь. "Пой, брат мой, Кузнечик, хвали Творца!" - велит ему Франциск, и он запел, и Блаженный вместе с ним.
 
Эти меньшие братья понимали Франциска, как понимал медведь Преподобного Сергия. "Он слов не знал, но сердце зверя знало…" С тем же доверием приходил медведь и к Серафиму Саровскому. Так же слетались птицы к Жанне Д'Арк и клевали из её рук. Прямая линия любви есть кратчайшее расстояние между сердцами, как вверх, так и вниз, как к Творцу, так и к тварям. "Возлюби" - в этом слове - завет Христа и всех великих посланников Высших Миров. В этом слове - основа жизни, и только на ней и может устоять и человек, и планета.
 
Вспоминается, как перед кончиной Франциска, на исходе дня, когда он в окружении братьев лежал в полной тишине, вдруг над хижиной его послышалось пение множества жаворонков, которых Франциск особенно любил. И странно, и чудно было братьям слышать, как эти дневные птицы поют в ночных сумерках.
 
Никто не слышал его последнего вздоха, и только когда птицы вдруг замолкли, окружающие поняли, что он отошёл. Франциск заповедал людям радость. "Радоваться должны братья всегда", - сказано в Уставе его монастыря. У Франциска была мысль, что дьявол теряет власть над весёлыми людьми, тогда как человек "жалующийся, огорченный и печальный" сильно рискует стать добычей зла. Постоянная печаль нужна дьяволу: "ему самому и порождениям его надлежит печалиться, а нам всегда ликовать и радоваться о Господе", - призывал Франциск.
 
В основу жизни своей общины Франциск положил труд. Своё пропитание братья добывали работой. Франциск говорил: "Я хочу, чтобы все братья мои честно трудились, чтобы не быть в тягость людям и чтобы их сердце и язык не обретались в праздности; кто не знает ремесла, пусть выучится". Никто не смел пребывать в праздности в его присутствии, и сам он всё время работал и не позволял тратить драгоценного дара времени. Заработок за труд отдавался в общину. Принимать оплату в виде денег было категорически запрещено.
 
Учение Франциска вошло глубоко в жизнь Италии, в самые её сокровенные основы, в незримые глубины духа народа. Благодаря ему, обновились почти все формы, в каких воплощалась мысль средневековой Италии.
 
Святой Франциск принёс людям любовь и радость. Он вошёл в мир печали, а оставил его менее печальным.
 
 

Франциск Ассизский
 
Сергий Радонежский
 
Е.П.Блаватская
 
Б.Н.Абрамов
 
Николай Чудотворец
 
Серафим Саровский
 
Аполлоний Тианский
 
Тереза Авильская
 
Кришна
 
Семья Рерихов   Музей Н.К. Рериха   Светочи Мира   Памятные Дни   Уральское Рериховское Общество   Беседы по Живой Этике
контакты