Новости СибРО Книжные новинки Уральское Рериховское Общество Выставки Наши мероприятия Библиотека Контакты
Картины Н. К. и С.Н. Рерихов Журнал ВОСХОД Светочи Мира Слайдпрограммы Памятные дни
 
Живая Этика о Христе
 
 
Охватить все грани подвига Христа и Его Учения - вне пределов человеческих возможностей. Остановимся лишь на некоторых из них, о которых говорится в Живой Этике
и в письмах Е. И. Рерих.
 
Появление Христа - событие исключительное для нашей планеты. Значение его мы ещё
не в состоянии оценить и вместить нашим сознанием. Заблуждаются те, кто считают, что всё, связанное с Ним - далекое прошлое. Достижения духа - вне времени. Они не имеют прошлого. Они принадлежат вечности. Поистине, такие Духи, как Христос, для нас - дальние миры, чьим светом мы можем только восхищаться, по выражению Живой Этики.
"Так вспомним чудесную жизнь, которая напитала множество сердец"
(Надземное, 162).
 
Сохранилось описание Христа современником - проконсулом Галилеи Публием Лентулом - в его письме римскому императору Тиберию Цезарю. Вот что он пишет: "В наши дни живёт человек, наделённый действительно великими добродетелями, по имени Иисус, которого народ считает пророком Истины, а его ученики говорят, что Он - сын Бога, создателя Неба и Земли
и всех вещей, которые есть и были на Земле; поистине, о Цезарь, каждый день мы слышим удивительные вещи об этом Иисусе, он воскрешает мёртвых, лечит больных...
 
В Его лице столько величественности, что все, кто Его видит, вынуждены любить Его или бояться Его. Выражение Его лица очень спокойно, у Него очень своеобразный и серьёзный взгляд, прекрасные ясные глаза; поразительно, что глаза Его сияют, как лучи солнца, никто
не может пристально смотреть на Его Лик, потому что, когда он сияет, то внушает страх,
а когда он излучает мягкий свет - вызывает слезы; Он вызывает к себе любовь, лицо Его радостно, хотя и серьёзно; говорят, что никто никогда не видел, когда Он смеется, но видели Его плачущим. ...Беседа с Ним очень приятна, но Он редко разговаривает; и когда кто-нибудь
к Нему приближается, то обнаруживает в Нём большую скромность в манерах и во всей личности. Он самый красивый человек, которого можно себе представить, очень похожий
на свою мать, которая обладает редкой красотой. В этих местах никогда не видели такой красивой девы.
 
Своей учёностью он вызывает восхищение всего города Иерусалима, он знает все науки
и никогда ничему не учился. Он ходит босой и с непокрытой головой. Многие смеются над такой Его внешностью, но в Его присутствии, говоря с Ним, трепещут и восхищаются. Говорят, что о человеке, подобном Ему, никогда не слыхали в этих местах. И никогда не слыхали таких советов, таких проповедей, как учит этот Христос. Многие считают Его божественным...
 
Говорят, что этот Иисус никогда не причинил зла кому бы то ни было, но напротив, те, кто Его знает, кто с Ним встречался, утверждают, что получили от Него великие блага и здоровье..."
 
Удивительной гармонией овеян весь Облик Христа. Он явился живым воплощением Божественной Истины, которой Он учил в своих проповедях. "Он собрал в себе весь Свет, - говорится о Нём в Живой Этике. - Он наполнился отречением от самости и земной собственности. Он знал Дворец Духа и Храм Огненный. Нельзя внести земные вещи в Огонь. И Дворец Духа не вмещает казны золота. Так можно следовать Великому Примеру".
 
О каком Свете идёт здесь речь? О Свете Мудрости и Знания, Свете великой Любви
и Милосердия. И в этом ослепительном духовном Свете не было места представлениям
о земном величии и благополучии. В Нем исполнилась данная Им же заповедь - "Блаженны нищие духом", о которой Е. И. Рерих говорит, что эта заповедь - одна из самых глубоких
по смыслу. "Именно в этом завете, - пишет она, - указуется необходимость смирения
в самоотверженном подвиге, или отсутствие всякого самомнения и самодовольства, так же как и отказ в сознании или в духе от всякого стяжательства, собственности и привязанности
к преходящим вещам". Он не нуждался в земной собственности. Вся Его короткая жизнь прошла в непрерывных странствиях и проповеднической деятельности. Одежда Его состояла
из простого домотканого хитона, сшитого руками Матери. Но при этом "Он знал Дворец Духа". И в этом Дворце Он был Царём и Владыкой. Поистине, Христос был не от мира сего, земного, но от Мира Высшего, Огненного.
 
Мы живем не только во времени и пространстве, но и в разных мирах, или измерениях.
И если большая часть человечества живёт представлениями физического, трёхмерного мира,
то такие Высокие Индивидуальности, как Христос и Будда, принадлежат Миру иного измерения, который нам пока недоступен, и только сердце порой тонко прозревает
и предчувствует его величие. В Живой Этике говорится: "Можно иногда сравнивать предметы дня сегодняшнего, но как сопоставить предметы будущего?! Также несравнимы Образы Огненные, недоступные нам сейчас. Потому нужно мыслить про себя в сердце, чтобы посредством великих примеров заглянуть в Мир Огненный"
(Мир Огненный, I, 589).
 
Главное, к чему направлял Христос в своих проповедях, - это выявление высшей бессмертной сущности в человеке. "Вы - Боги", - говорил Он. Конечно, не потому Он так говорил, что люди достигли Божественного состояния, но для того, чтобы они помнили о своей Божественной сущности и следовали ей. В "Криптограммах Востока" приводятся слова Христа: "Не тем люди живут. Как могу прекратить губительную бурю? Как могу открыть небо людям? Почему они оторваны от Бытия вечного, которому принадлежат?"
 
В Живой Этике указывается, что Христос "направлял сознание человеческое
к наивысшему" (Надземное, 150). "Учитель говорил: "Братья, решительно для всего вы находите значительное время, но Наивысшему вы оставляете лишь краткие мгновения"
(Надземное, 156).
 
Также в легенде о хождении Христа в ад приводятся слова Христа, обращенные
к грешникам: "Почему мыслями о земле вечно себя к земле привязываете?" "И, - говорится, - многие возмутились и воспрянули выше". Кульминация утверждения бессмертия духа - это воскресение Христа после Его распятия и физической смерти.
 
Христос воскресе из мертвых,
Смсртию смерть поправ, -
поется во время заутрени. "Смертию смерть поправ", - то есть смертью физического тела утвердив бессмертие вечной человеческой души. И первые христиане бесстрашно шли на муки и смерть, говоря:
 
Смерть, где твоё жало?
Ад, где твоя победа?
 
"Христос воскрес, и мы воскреснем", - говорили они. И эта горячая их вера и бесстрашие вдохновляли людей и убеждали в истинности Учения Христа больше, чем все другие аргументы.
 
Завет Христа о вечности человеческого бытия и воскресении духа особенно важен сейчас. В Учении Живой Этики говорится:
"Если бы сознание человечества могло сопоставить вечное с преходящим, то явились бы проблески понимания Космоса, ибо все ценности человечества зиждутся на вечном основании. Но человечество настолько прониклось уважением к преходящему, что оно забыло о Вечном. ... Когда поймут, что дух вечен, тогда и беспредельность и бессмертие войдут в жизнь" (Мир Огненный, III, 363). "Именно воскресение духа даст Новую Эпоху" (Мир Огненный, III, 186). Весть о бессмертии духа приносили людям и другие духовные Учителя, но в памяти человеческой запечатлелся именно подвиг Христа, потому что он был отмечен Великой Жертвой. В Живой Этике сказано: "Великие Жертвы приносились для возжения огня. Можно почитать память таких самопожертвований. Красота живет в таких зовах. Ни века, ни людские смятения не могут заглушить зовы к самоотверженности"
(Братство, 445).
 
",..нет слов на языках человеческих описать причины этого священного геройства. Можно собрать все слова превысшие, но лишь сердце в трепете устремления поймет славную красоту"
(Мир Огненный, I, 584).
 
Христа называют Спасителем. Конечно, Он, как Высокий Дух, знал о степени падения человечества и угрозе его гибели в то время. И, движимый состраданием, Он добровольно принял на себя карму грехов человечества и переплавил её в единой, всепоглощающей Божественной Любви, покрывшей все грехи человеческие. "Великая Любовь заложена
в основание Высшего Мира. Ответит этому качеству только такая же любовь", - говорится
в книге "Аум" (Аум. 80). Христос являет собой наибольшую полноту этой Божественной Любви. Кульминацией её стали слова, произнесенные Им на кресте при виде издевательств, поношений и глумлений над Ним толпы: "Отче, прости их, ибо не ведают, что творят".
 
Как сказано в стихотворении Пастернака:
Слишком многим руки для объятья Ты раскинешь по концам креста.
(Б. Пастернак. Магдалина II)
 
"Голгофа созидается непониманием и невежеством", - говорится в Живой Этике (Мир Огненный, I, 140). С этим утверждением перекликаются слова отцов Церкви: "Ад есть невежество". Напомним и слова Будды: "Невежество - самое страшное преступление человечества". Потому необходимо вновь и вновь возвращаться к Великим Заветам, глубже осмысливая их и претворяя в жизнь. В связи с этим приведем разъяснения Е. И. Рерих
о Великой Жертве Христа: "Смысл её в том, что Христос, желая показать силу духа над физической материей, принял чашу подвига и запечатлел своею кровью Завет, принесенный Им, - "нет больше любви той, как если кто положит душу за други своя". В "Агни Йоге"
в § 8 сказано: "Можно указать, почему Учителя Знания страдали, уходя с Земли. Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет до краев чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний знак Завета".
 
Так если великий пример и подвиг Его зажёг пламя в сердцах наших, и мы исполняем Завет Его, то можно сказать, что Он не напрасно пострадал, и принятая Им Чаша, именно, запечатлела Завет. Но если мы будем воображать, что, что бы мы ни делали, какие бы преступления ни совершали, но пролитая кровь Христа навсегда спасла нас от власти дьявола, то, истинно, мы будем этими самыми дьяволами! Никто не может спасти другого. Лишь собственными усилиями подымается дух в сужденные прекрасные миры. "Вера без дел мертва есть".
 
Все Великие Учителя называются Спасителями Мира, ибо снова и снова Они указывают нам Путь Света, но помочь и охранить нас Они могут лишь, поскольку мы сами принимаем Заботы Их о нас. ... Жертвою добровольною или самопожертвованием держится Мир. Чаша самопожертвования в Мирах Высших сверкает всеми огнями радости несказуемой. ... Дух, осознавший радость самоотвержения, есть высшая Красота. Красота и Самопожертвование лежат в основании Бытия"
(Е. И. Рерих. Письма, т. 2, с. 211-213).
 
Было бы заблуждением считать, что Христос пришел только ради небольшого числа избранных, посвященных. В "Криптограммах Востока" приводятся слова Христа, сказанные Им во время странствования по пустыне: "...что нам путь, когда вся земля ждет нас!"
 
Задача Его заключалась в том, чтобы "принести людям свет постоянно забываемых ими Истин" (Е. И. Рерих). И ради этого он шёл к простым людям и им проповедовал эту Истину.
В Живой Этике повествуется, что "Он не отказывался посещать праздничные собрания
и беседовал о каждодневных нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов давалось с улыбкой и ободрением. А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность даже ученики не всегда оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению, Учитель уделял слишком большое внимание незначительному человеку. Между тем прекрасные сосуды открывались под такими улыбками".
 
В книге "Надземное" о Христе говорится: "...Он умел говорить кратко и просто". "Мудро дал Он простое слово народу об основах жизни", "...в самых простых словах Он давал наставления всей сущности жизни. Именно, ценность Его подвига была в простоте. Эта простота... была
в том, что Высочайшее выражалось наипростейшими словами. Нужно постоянно обращать сложное в простое. Только в простоте выражается добро..." (Надземное, 160, 146, 150).
Как нам приблизиться к Христу? Он сказал об этом предельно ясно: "Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат и сестра и матерь"
(Матф. 12, 50).
 
В чём же выражается воля Отца Небесного и самого Христа, так как Он и Отец - едины? (Иоанна, 10, 30). Две основные заповеди дал Он нам - о любви к Богу и о любви к ближнему. Все остальные Его поучения и притчи являются только дальнейшим раскрытием этих двух понятий, на которых держится мир. И чем проще, заветы, тем они труднее для исполнения.
В первом случае требуется полное отрешение от себя, самозабвенная любовь к Богу всем сердцем, и всею душою, и всем помышлением; вторая - приравнивание себя ко всем остальным и ко всему остальному. Ибо под ближним подразумевается всё сотворённое сущее - и все существа, и вся природа, и планета наша, и Космос.
 
При наличии любви нет ни к чему и ни к кому безразличного отношения, а есть желание блага и добра всем и всему, как себе самому. И в этой второй любви человек входит во все мироздание как его частица, растворяется в нём; и всё, что происходит в этом мироздании- совершается с ним самим. Поразительный пример этого слияния со всеми дал Христос
в пронзающих душу словах: "...то, что вы сделали одному из братьев Моих меньших,
то сделали Мне" (Матф. 25, 40). Это ли не величайший пример единения себя со всеми?! Можно ли при таком мироощущении причинять боль или вред кому бы то ни было, чему бы то ни было? Ибо нет мёртвой природы или неживой точки в космическом пространстве. Всюду,
в любой, постигаемой или непостижимой для нас форме - жизнь, которая живет любовью.
И если ближнему можно помочь куском хлеба, то для пространства нужна наша добрая и светлая мысль. Слова: "Пусть будет миру хорошо", с вложением в них чувства сердца - это тоже даяние той Вселенной, в которой мы живём. Ставя же себя не участником, а лишь свидетелем всего происходящего вокруг, человек изолирует себя от жизни и замыкается
в круг личной безысходности, из которого нет пути к дальнейшему его росту и прогрессу.
Но Христос призывал идти Его путем и вступить в жизнь вечную, в царство добра и света, которому не будет конца.
 
Как великий реформатор, как непримиримый враг всякого догматизма, как преследователь всякого лицемерия, как Учитель одного из самых возвышенных кодексов этики, Иисус является одним из величайших и наиболее определённых образов в панораме человеческой истории. Этот великий образ будет царствовать во всем мире только в такое время, когда все человечество признает единым Отцом - Непознаваемое - вверху, и единым братом - все человечество - внизу. Великий поэт Вергилий, который умер за девятнадцать лет до рождения Христа, писал, что придет Дева, которая даст миру Сына, и что Он, если и не изменит разом весь мир, то заметно смягчит и облагородит сердца, и тем самым уже отведёт мир от духовного и физического самоубийства и даст человечеству Надежду и Путь спасения! За это Вергилия
в первые века христианства именовали христианином до Христа.
 
"Мало знает история о Матери Великого Путника, которая была не менее великой, нежели её Сын... Она заложила в Сыне первые высшие думы и всегда была оплотом подвига", -
так говорит о Ней Живая Этика.
Христос и в своём Учении, и в течение своей земной жизни, в своём отношении к женщине
ни одним словом нигде не унизил её. Он говорил: "Почитайте женщину - мать Вселенной; в ней лежит истина творения. Она - основание всего доброго и прекрасного... Благословляйте её... Она ваш единственный друг и опора на земле. Не подвергайте её унижениям, этим вы унизите только самих себя. Этим вы потеряете тo чувство любви, без которого ничего здесь, на земле, не существует".
 
Для именующих себя христианами особенно ярким должен быть пример самого Христа,
но именно Его-то и забывают. Он говорил: "Не молитесь всяко, но в духе". В Учении Живой Этики сказано: "Никакое механическое причащение не может спасти наши души...
Без духовного порыва в нас никакой обряд не имеет значения".
 
Корни всех верований заключаются не в обрядах, а в основах. И решает дело сознательное и добровольное вступление человека на эволюционный, предназначенный ему путь, путь труда над собой и неустанной борьбы со своими несовершенствами ради того, чтобы Божественное
в нём могло восторжествовать.
 
На земле не может быть рабского состояния, иначе природа людей не была бы божественной. В Писании сказано: "Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его". Лишь в совершенствовании духа человек может уподобиться Высшей Силе.
Так подражание есть почитание в действии. И в Учении Живой Этики сказано: "Христос
не в складках хитона, но в красоте труда собирает ищущих свободу духа".
 
Великим Подвигом Христос отвратил человечество от ложного пути рабской предопределенности, делающей человека безответственным и безвольным ничтожеством.
Он говорил: "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный". Он был против личного поклонения: "Не принимаю славы от человеков", и "блажен, кто не соблазнится о Мне".
И постоянно указывал на Первоисточник Жизни: "Кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня", "Моё Учение - не Моё, но Пославшего Меня", "Я ничего не могу творить Сам от Себя, ибо не ищу Моей Воли, но Воли Пославшего Меня Отца", "Бога никто же, нигде же не видел, ибо Бог есть Огонь", и этот Огонь в каждом из нас. Мудрость народная гласит: "Всяк крестится, да не всяк молится". И в Учении Живой Этики сказано: "Даже сам крест, бессилен без сердца". Сердце издревле называлось Обителью Бога и обозначалось знаком креста.
Так "сердце стоит, как Храм человечества".
 
В послании апостола Павла сказано: "Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий - свят, а этот храм - вы!" Если в сердце кумирня самости, то самость, словно барышник, - меняет одну страсть на другую. Но очищенное сердце - Храм, а не кумирня. И не случайно Христос изгонял торгашей именно из Храма. И в Учении Живой Этики сказано: "Я учу счастью, Я дам путь борьбы с торговищем мира", "ведь не рынок жизнь, где выгодно покупается вход в Царствие Небесное. Люди забыли, что золото, материальные сокровища не имеют никакого приложения в Мирах Надземных, И, так как нельзя служить двум господам - Богу и маммоне
(т. е. богатству), то пусть каждый в сердце изберёт окончательно: кому он служит -
дабы не явиться предателем".
 
Елена Ивановна Рерих писала: "Духовность достигается лишь очищением мыслей и трудом, стремитесь по этому высшему и кратчайшему пути... Будем помнить, что это грозная борьба, которую суждено вести человеческому духу за дорогоё ему стремление к истине
и совершенству... Новая Эпоха блеснёт новым осознанием УЧЕНИЯ ХРИСТА".
 
Дух Его веет через пустыни жизни,
А люди думают, что Он только в храме;
Они ставят перед Ним свечи,
Бьют земные поклоны
И плачут перед Его иконой.
 
Они думают, что Он где-то
На небе, в каком-то загробном мире;
Что Он - одно, а они - другое,
И между ними общего нет.
 
Кто сказал людям эту ложь?!
Кто отнял у них самое дорогое,
Чем возвышается дух человека,
Самое святое - сознание Единства?!
 
И люди стали как звери,
Потому, что решили,
Что Он - одно, а они - другое;
И люди смешались с пылью
И погрузились в трясины,
Потому, что решили,
что они от земли, а Он от Неба,
 
И Ему можно лишь поклоняться,
Пресмыкаясь и ползая в прахе,
И бессильно молить о пощаде,
И о благораствореньи воздухов,
Попутно совершая подлость
И спокойно убивая друг друга...
 
Но теперь настает время Человека,
А не двуногого и не зверя;
А "человек" это "чело веков",
Над которым выдумка-смерть не имеет власти -
Непреходящее, вечное, неразрушимое Я.
 
И это Я знает свое единство со Вселенной,
И с Теми Лучшими, Которые приходили
С лучших планет на нашу малую Землю,
Чтобы пробудить это Я,
Погружённое в плотные слои материн,
 
Это Я, которое есть часть Их Самих,
И часть Космоса и вечного Огня Жизни,
Который веет через все пустыни,
И возносится в стебле каждого цветка,
И сверкает в каждой звезде на небе.
(Н. Спирина. Легенда о Христе)
 
 
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Книги Учения Живой Этики.
2. Лазарев Е. Тибетское сказание об Иисусе /Наука и Религия.-1989.-№ 7.-с. 59.
3. Публий Лентул. Письмо римскому императору Тиберию Цезарю.-В кн.: Заступница усердная.-М., 1992-с. 85.
4. Рерих Е. И. Письма.-Новосибирск, 1992.
 
Светочи Мира
 

 
Христос
 
Христос
Будда
Магомет
Преподобный Сергий Радонежский
Святитель и Чудотворец Николай
Серафим Саровский
Франциск Ассизский
Аполлоний Тианский
Тереза Авильская
Кришна
Лао-Цзы
© Уральское Рериховское Общество